5 сентября 2016 / Ольга Петина

Советы знаменитого ландшафтного архитектора Филиппа Ниеза по работе с промышленными объектами и их преобразованию в арт-объекты

Филипп Ниез на мастер-классе ландшафтного дизайна в Абрау-Дюрсо в июле 2016 года развил очень актуальную тему - Преобразование заброшенных индустриальных объектов в арт- и ландшафт-пространства.

5/5
Голосов: 1
Филипп Ниез

 

Преобразование заброшенных индустриальных объектов в арт- и ландшафт-пространства

Сад Фаянсового завода  - Jardin des Faïenciers - гордость автора. Разбит во Франции по заказу муниципальных властей на условиях софинансирования и субсидий ЕС вокруг старого фаянсового завода. В 2004 году Студии ландшафтного дизайна Филиппа Ниеза удалось выиграть конкурс на преображение территории. Для сохранения истории этого места оставили старые заводские трубы, а в здании одного из цехов завода открыли музей. Проект обустройства сада в полтора гектара обошелся в миллион евро. В настоящее время сад на платной основе посещают 20-25 тысяч человек в год. Это ограничение наложено специально, чтобы не нанести урон саду. При этом сад открыт для посещения с 1 апреля до 31 октября.

Рядом с городом Санганином протекает река Близ (фр. Blies), приток Саара. Это естественная граница, которая отделяет Францию и Германию. По фотографиям можно представить, как все здесь выглядело в начале 20 века. Большая часть населения была занята на производстве, так как экономическая жизнь региона зависела от производства фаянса. История этого места — промышленная, и от этого отталкивались создатели проекта. Исследовательская стадия заняла у Филиппа и его людей почти 1,5 года, работы по созданию сада — 2. С самого начала Филипп Ниез высказал пожелание заказчику, что не хочет тратить много денег на технические решения (дренажные системы и т. д), он хотел посвятить больше времени природным элементам и выделить большую часть сметы на высадку растений и уход за ними. Для него важнее растительная составляющая сада, дорожки в саду сделаны из смеси песка с глиной с небольшим добавлением извести и уплотнены катком. Первое правило перед посещением касается в первую очередь женщин: «Никаких каблуков и шпилек! Только удобная обувь". В саду изначально не планировалось укладывать дорожки плиткой или асфальтировать, потому что проект идет в контексте природной загородной среды.


Общий вид фабрики. Справа : вид на фабрику со стороны Германии.

Первоначальное состояние территории, с которого началась работа.


Зонирование территории Сада Фаянсового завода.


Зонирование территории сада с помощью волнообразных габионов. Самая дорогая затратная часть бюджета, помимо растений, это земляные работы.


Ручей. Период строительства шлюза. Берега и дно ручья выложены крупными камнями по краям и галькой.


Современный вид ручья с разросшимися растениями. Это преимущественно роджерсия конскокаштанолистная, папоротник-осмунда, ирисы, примулы и др. многолетние неприхотливые, быстроразрастающиеся культуры.

Участок: Брод. На первой фотографии состояние на 2007 год, на второй 2014.


Участок: Сад туманов. Июнь 2010. Дымка над ручьем появляется каждые 15 минут. Для этого места основным растением выбрана дармера. По берегам растут ивы, оставшиеся от первоначального сада.


Участок: Большая Лужайка перед фасадом фаянсового завода и терраса Пионов. На первой фотографии первоначальный вид — 2007 год. На второй после реконструкции — 2013 год.

После реконструкции в здании расположился музей, перед которым разбита большая лужайка для проведения городских мероприятий.


Участок: Большая Лужайка перед фасадом фаянсового завода и терраса Пионов. Интересный момент: в саду встречаются стриженные самшиты. Им специально придали форму яйца, которая должна символизировать творческую энергию сада. Кроме того, элементы выполняют функцию реперных точек, с их помощью отмечен маршрут для посетителей.

Участок: Сад Жерновов или Огненный сад. Так как процесс создания фаянсовых изделий не возможен без огня и мельниц с жерновами, то Филипп и создал такой «исторический» участок сада, где старые каменные жернова лежат в «пламени» эремуросов гималайских. Именно это растение с точки зрения Филиппа лучше всего символизирует огонь. Снизу эремерусы подбиты голубой нигеллой дамасской (водой). Дорожки засыпаны осколками фаянсовой посуды, так что гуляющие по этому участку сада постоянно слышат фаянсовый хруст под ногами.

Участок сада: Пергола с глициниями. Очень красивый и романтический уголок сада для прогулок парами.

В настоящее время садом постоянно занимаются всего два профессиональных садовника. Обслуживание обходится бюджету города в 20-25 тыс. евро в год.

Планы Филиппа Ниеза на будущее:
На той стороне реки, где уже расположена немецкая часть, будут выставлены арт-объекты, которые дополнят сад, выстроенный на французской стороне. «Я сгораю от нетерпения, ожидая того момента, когда смогу применить свои силы и возможности на немецкой территории», - говорит Филипп. Проблема в том, что немецкий подход к садоводству кардинально отличается от французского и сформулирован всего в двух словах: «Природа прекрасна». Поэтому немцы стараются как можно меньше вмешиваться в естественное состояние ландшафта и минимизировать роль человека, стараясь сохранять все в первозданном виде. Ниез мечтает поработать на немецкой стороне, чтобы внести французскую нотку.

Иллюстрации к материалу: Ольга Петина

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОММЕНТАРИИ

Пока нет комментариев